Путь боевых искусств — это процесс превращения обычного
человека в воина. Как выразился знаменитый философ-эзотерик XX века Карлос
Кастанеда, «стать воином — значит сознательно выработать у себя набор
специфических качеств и соответствующее этим качества поведение». Масутацу Ояма
сказал по существу то же самое, но иными словами: «путь боевых искусств
сводится к обретению истинного смысла жизни через воинскую практику».
Смысл этих высказываний сводится к тому, что занятия боевыми
искусствами позволяют удовлетворять те глубинные потребности, которые
определяют все человеческие поступки. Эти потребности разделяются на три
основные группы: витальные, социальные и идеальные (или духовные).
Удовлетворение витальных потребностей обеспечивает
биологическое существование индивида. Признание со стороны себе подобных (что
связано с понятиями популярности, авторитета, любви, власти) относится к
социальным потребностям. Что же касается третьей группы, то именно здесь скрыта
причина творчества, поисков истины, добра, красоты, справедливости, всего того,
что в совокупности составляет смысл жизни.
Соответственно, прикладной аспект боевых искусств (то, что в
японских будо называют «дзюцу» — искусство, техника, приемы) отвечает инстинкту
самосохранения, присущему человеку как виду живых существ. Практика
соревнований, показательных и трюковых выступлений («сиай»), а также исполнение
роли наставника, главы школы (или федерации) соответствует той стороне
человеческой природы, которая жаждет признания окружающими ее достижений и
личных качеств. Наконец, третий аспект боевых искусств, именуемый «путь»,
связан с совершенствованием личности, с поиском смысла жизни, с обретением
духовных ценностей. Принципиально важно то, что в рамках одних школ эти стороны
боевых искусств сливаются воедино, в других же (и таких большинство)
реализуются по отдельности: только техника боя, только спорт, только
психофизическая практика.
Говоря о человеческих потребностях, следует особо
подчеркнуть, что человек принципиально отличается от животных не витальными и
даже не социальными потребностями, а идеальными. Иными словами, в каждом из
людей тем больше человеческого, чем сильнее его поступки определяются стимулами
духовного плана. В конечном счете (потому что на первый взгляд это не очевидно)
жажда материального благополучия и сексуальных наслаждений, стремления к власти
или к славе — все это присуще человеческой психике с доисторических времен
первобытного стада человекообразных обезьян.
Для того, чтобы пройти «школу боевого искусства», понимаемую
лишь как определенную техническую систему, не требуется ничего иного, кроме
времени, здоровья и усердия. Для овладения «голой» техникой, приемами нападения
и защиты, образ жизни адепта, наличие либо отсутствие у него совести, чести,
чувства красоты, чувства юмора, прочие духовные качества не имеют никакого
значения. Хватило бы ему ресурсов сердечнососудистой и дыхательной систем
организма, не получил бы он на тренировках тяжелую травму, достало бы ему
упорства.
Но для того, чтобы все три аспекта боевых искусств (дзюцу,
сиай, до) соединить в одно целое, чтобы пойти значительно дальше техники
конкретной системы — для этого преображение психики и тела через аскетизм,
нравственный образ жизни, непрерывный психический и физический тренинг абсолютно
необходимы.
Иначе говоря, в этом случае на первый план выдвигается
удовлетворение именно идеальных потребностей. В результате человек остается
грозным бойцом до глубокой старости, а не до обычных 35—40 лет (вспомним Такэда
Сокаку из Дайто-рю или Саваи Кэнъити из Тайки-кэн).
Итак, путь боевых искусств — это такой образ жизни, главную
роль в котором играет ежедневная практика конкретного вида единоборств и
психофизического тренинга. Истинный воин живет «здесь и сейчас», не волнуясь
из-за того, что было в прошлом или случится в будущем.