В современном Шотокане основными считается 26 ката :
- Хейан Шодан
- Хейан Нидан
- Хейан Сандан
- Хейан Йондан
- Хейан Годан
- Текки Шодан
- Текки Нидан
- Текки Сандан
- Бассай Дай
- Бассай Шо
- Канку Дай
- Канку Шо
- Годзюшихо Дай
- Годзюшихо Шо
- Эмпи
- Дзион
- Дзиин
- Хангетсу
- Ганкаку
- Джитте
- Чинте
- Сочин
- Унсу
- Мейкйо
- Ванкан
- Нидзюшихо
|
- Heian Shodan
- Heian Nidan
- Heian Sandan
- Heian Yodan
- Heian Godan
- Tekki Shodan
- Tekki Nidan
- Tekki Sandan
- Bassai Dai
- Bassai Sho
- Kanku Dai
- Kanku Sho
- Gojushiho Dai
- Gojushiho Sho
- Empi
- Jion
- Jiin
- Hangetsu
- Gankaku
- Jitte
- Chinte
- Sochin
- Unsu
- Meikyo
- Wankan
- Nijushiho
|
|
В
наши дни очень не многие понимают смысл Ката. Занимающиеся традиционным
Каратэ-до часто недоумевают, для чего им Ката? Они кажутся многим непригодными
для практического применения. Результатом такого невежества является очень
поверхностная подготовка в боевых искусствах. В соревнованиях некоторых видов
единоборств их участники исполняют собственные Ката. Они пытаются создать Ката
более "захватывающие", более "интересные", чем
классические, добавляя в них гимнастические движения, удары ногами в прыжках и
красивое снаряжение. Они даже иногда выполняют ката под классическую музыку.
Распространение указанного явления может лишь означать отказ от знаний, которые
многие поколения людей сохранили для нас в форме Ката.
В годы юности Мастера Фунакоши практика Каратэ
содержала изучение более сотни различных Ката. В результате многих лет
исследований и изучения этих упражнений, Фунакоши уменьшил количество их до
пятнадцати традиционных Ката. Эти Ката включают такие известные, как Bassai и
Kanku вместе с пятью начальными Heian-Ката и формируют центральное ядро
обучения Шотокан.
Мастер Фунакоши настаивал на том, что из большого
разнообразия Ката нужно брать их ограниченное число и тщательно обработать.
Такой подход в мышлении может быть признан основным для Шотокан. Фунакоши часто
говорил: "Если ты полностью освоил один
прием, то откроешь для себя его взаимосвязь с другими. Ты должен понять, что
все Ката могут быть сведены к нескольким - базовым. И если ты научился
мастерски выполнять одну из них, то вскоре сможешь понять и другие" Также мастер утверждал, что в Шотокане существует 2
типа ката: быстрые и лёгкие (Шорин) и медленные и тяжолые (Шорей). Думаю что каждый,
освоив ту или иную ката сможет сам отнести ее к определенному типу.
JION
Существует мнение, что это Ката индийского
происхождения, потому что слово jion - это буддийский термин, который
упоминается в древних китайских книгах. Кроме того, происхождение может быть в
храме Дзион, где практиковались боевые искусства, впоследствии оно достигло
ТОМАРИ. Движения этого Ката скрывают сильный боевой дух. Фактически это Ката
практикуется только в стилях Шотокай и Вадо-Рю. Выполнять его очень тяжело;
совершенное владение HEIAN KATA поможет в его изучении и совершенствовании.
Типичное ката в Шотокане выполняется в следующих
основных стойках: kiba-dachi, zenkutsu-dachi, kokutsu-dachi, последнее движение
выполняется с использованием силы противника; выполняющий одновременно
захватывает запястье и контратакует в рёбра.Это ката является обязательным во
Всеяпонской Федерации Каратэ-До.
JITTE
Ещё одно Ката из ТОМАРИ. Это Ката среднего уровня,
состоящее из 27 движений, в Шотокане практикуется для защиты от БО (палки,
шеста), включает в себя интересные способы выкручивания запястий. Название
jitte (10 рук) означает, что овладев им, можно встретиться лицом к лицу с
десятью противниками.
Это Ката включает много мощных технических приёмов
и GYAKE-WAZ из ОКИНАВЫ от БО. Приёмы выполняются открытой ладонью, блок в
стойке kosa-dachi и без keri (удар ногой). Среди мастеров существуют различные
интерпретации.
HANGETSU
Мастер Фунакоши в своей книге "Рюкю Каратэ
Кемпо" назвал это ката, происходящим из НАХАТЭ, SEISHAN (41 движение),.
выполняемое под 32 счёта.
ХАНГЕЦУ - ПОЛУМЕСЯЦ - так называется это Ката в
современном Шотокане из-за круговых движений ног; основные характерные черты -
это mikazuki-geri и специальный вид дыхания. Для развития мощности и контроля
дыхания в этой стойке, необходимы упорная и стабильная практика. Расстояние
между стопами должно быть чуть меньше, чем две ширины плеч, носки развёрнуты
вовнутрь под углом 45 градусов, а пятки - наружу, также под углом 45 градусов.
Развёрнутые вовнутрь колени и напряженный пресс дают возможность использовать
эту стойку против kinteki (удар ногой в нижний уровень).
TEKKI
Фунакоши заменил название NAIHANCHI на TEKKI.
TEKKI - железный всадник - самое распространённое Ката из основных в Сюри-Тэ,
включая HEIAN. Известно, что TEKKI-SHODAN практиковалось в Сюри-Тэ с давних
времён, однако имя её создателя не известно.
Существует много теорий для доказательства
горизонтальных линий в бою. Согласно китайским боевым искусствам это означает
борьбу в лодке или стоя спиной к стене, не имея возможности отступать.
TEKKI NIDAN и SANDAN были созданы Мастером Итосу на
основе школ Сюри-Тэ. Он использовал TEKKI SHODAN в качестве образца. На первый
взгляд технические приемы кажутся лёгкими. Однако в TEKKI NIDAN и SANDAN они
особенно трудны. Поэтому изучение этих Ката начинают на ступени 2-го Дана.
Сэнсей Итосу создал эти Ката для тренировок в
спортивном зале. Фунакоши отмечает, что для того, чтобы избежать опасных
практических приёмов, оно выполняется в naihanchi-dachi (ступни развёрнуты
наружу), в то время как при концентрации силы ног, ступни должны быть
развёрнуты внутрь. В TEKKI SANDAN - это стойка hachi-ji-dachi. В настоящее
время эти Ката выполняются в kiba-dachi.
BASSAI
BASSAI - "взятие башни". BASSAI в каждом стиле различен Он есть у
таких мастеров, как Итосу, Мацумура. Томари, Оядомари и Ишимине. Несмотря на
то, что первоначальный вариант принадлежит Оядомари, BASSAI-SHO создал Мастер
Итосу, "Несокрушимый кулак Сюри-Тэ".
Основные особенности - это сочетание блоков и
контратак, направленных в суставы, против шеста, и важность центра тяжести в
KOKUTSU-DACHI и NEKOASHI-DACHI для блокировки шеста открытой ладонью в то
время, когда противник, поворачиваясь для встречи следующей атаки, находится в
неустойчивом положении.
DAI и SHO принадлежат только стилю Итосу. В
настоящее время SHO практикуется редко (Мастер Каназава рекомендует изучать
BASSAI-SHO для отработки равновесия).