Полезная информация о Ката в каратэ
Все боевые искусства имеют богатую историю и традицию, уходящую
в глубину веков. Они зародились еще в средневековье. Hо существует
нечто, что можно назвать связующим звеном между этим прошлым и
сегодняшним настоящим. И это звено технически и духовно называется
КАТА. Ката, в переводе с японского "форма" или "образ", - представляют
собой технические комплексы приемов традиционного каратэ. Причем ката в
первозданном виде почти не осталось. Многие из них были модифицированы
известными мастерами, некоторые воссозданы или придуманы заново.
Однако, независимо ни от чего, все мастера различных стилей каратэ
всегда придавали и придают изучению формальных комплексов
исключительное значение, поскольку в ката заложены все основные
принципы боевых искусств. И каждый стиль в каратэ имеет свои ката,
которые отражают его особенности. Ката - это, в какой-то степени,
история боевого искусства, которое нужно уметь понимать, чтобы постичь
его сущность. Раньше ката называли "бесконечные сокровища", так как
рассматривали как настоящие ключи для познаний. Можно представить
каратэ-до как начальный путь. И тогда получается, что ката - это самое
главное, из всего того, что есть в каратэ, так как ката по своей сути -
не только набор разнообразных движений, но также и генератор
определенного состояния. Каратэ-до просто невозможно представить себе
без существования ката. Ката - это широчайшее поле деятельности для
любого человека, независимо от его физического состояния и возраста,
которое он может перепахивать всю свою жизнь. Основатель сито-рю Кэнва
Мабуни писал: "Самое
важное в каратэ - это ката. В них собраны воедино приемы защиты и
нападения. Поэтому необходимо ясно понимать смысл каждого движения и
выполнять его правильно. Кое-кто полагает, что можно практиковать
только спарринг, игнорируя ката. Однако такое отношение никогда не
приведет к истинному прогрессу в каратэ". Рассмотрим теперь, что же
такое ката? В первую очередь ката - это воображаемый бой с тенью.
Начинается ката всегда с приветствия, после которого каратист встает в
позицию "йой" (позиция готовности). Затем он начинает исполнять
последовательность технических элементов: защиты, атаки, прыжки, удары
и их комбинации. В моменты наивысшей концентрации каратист подчеркивает
свои действия "киай". Затем этот воображаемый бой останавливается, и
каратист возвращается в позицию "йой".
Каждая ката, как правило, начинается с защитного действия. Этим
подчеркивается миролюбивый характер каратэ, основывающийся не на
агрессивных чувствах, а на умении владеть собой. Все ката основаны на
главных принципах каратэ: чередование мягкого и жесткого, быстрого и
медленного, расслабления и концентрации. Залогом успешного выполнения
ката служат четкий ритм, чувство дистанции, чувство времени, правильное
дыхание. Все движения должны выполняться в точном соответствии с
каноном. Схемы ката предполагают передвижения по определенной схеме.
Заканчивается ката, как правило, в том же месте, что и начиналась. В
каратэ существует большое количество различных ката, но только около
сорока из них действительно оригинальны, другие являются только
вариантами стилей. Хэйан, тэкки, канку, бассай, ганкаку, эмпи, хангэцу,
дзион - все это виды различных ката. Технически ката отражают
характеристики стилей, к которым они относятся: существуют ката
быстрые, молниеносные, или медленные, основывающиеся на внутренней
энергии. Некоторые ката являются смесью многих стилей; В основном, все
ката произошли из старинных школ серин и серэй окинава-тэ. Отдельные
древние ката происходят с XVII века, когда они были китайскими формами
кунг-фу и назывались ТАО. Позже ката были завезены на Окинаву
китайскими торговцами и военными. Отличительные особенности ката
различных школ содержат последовательности разнообразных движений
стиля, к которому они относятся. Существуют ката для начинающих, где
все движения предельно простые и ясные, для подготовленных каратистов,
когда уже необходимо выполнять более сложные технические элементы и их
соединения (т.е. уже нужно совершенствовать свою технику), и, наконец,
высшие ката, к которым подходят только после долгих лет обучения, так
как их движения уже наполнены глубоким внутренним содержанием. Это
наиболее интересный уровень, здесь каждый шаг имеет свой собственный
неповторимый смысл. И для осознанного исполнения таких ката необходимы
долгие годы упорных тренировок. Сейчас, в наши дни, все существующие
ката являются лишь в большей или меньшей степени искаженными вариантами
ката древних стилей, практиковавшихся много веков назад. Раньше эти
ката были ключами к переходу в определенные состояния, каждый элемент в
них имел свое неповторимое значение, и вполне естественно, что эти
знания, передаваясь от учителя к ученику, широко не распространялись.
Естественно, чисто формальное исполнение движений такого ката без
внутреннего содержания не могло иметь никакого эффекта.
Одна-две ката - вот единственное, что нужно человеку, если
только исполнять их четко и с условием, что они станут "твоими". Тогда
прочие ката будут служить лишь для расширения познания и для сравнения.
Как бы ни был богат и обширен ваш опыт в области формальных упражнений,
он бесполезен без должной глубины. Сколько бы человек ни выучил ката,
если тренировка в них недостаточна, они едва ли пригодятся. Учите
правильно и отрабатывайте одну-две ката, и когда придет время их
применить, то независимо от вашего сознания они окажутся эффективны
сверх всяких ожиданий.
|
|
|