Основатель каратэдо и его классического стиля Шотокан, Гичин Фунакоши
(Таминакоши, 1868-1957 гг.) родился в первый год реставрации династии
Мейдзи (1868 -1912) в королевской столице острова Окинава - Шури в семье
самурая. Это самый крупный остров архипелага Рюкю, который находится на
пересечении морских торговых путей, практически, в равном удалении от
Японии, Китая, Тайваня и Кореи. С одной стороны державы вели военную борьбу
за владение архипелагом, с другой, многие военные подразделения после
междоусобных войн находили себе на нем убежище. С незапамятных времён
каждый житель по своему существу и природе, способу существования и наследственной
предрасположенности, был воином. Вполне естественно, что под жёстким давлением
запрета ношения оружия с XV века и практики выживания в бою без такового,
Окинавцы, аккумулируя передовые технологии военных единоборств, быстро
сформировали высокоэффективное искусство самообороны.
Часть
идеограммы «кемпо»(по китайски «чуань») - «тэ» - (рука, руки - в смысле
рукопашного боя) стало обозначать рукопашный бой на Окинаве. Назвался
он так же Буси-но-тэ (руки воина), Окинава-тэ (руки Окинавы), То-тэ (волшебная
рука) или Кара-тэ (китайские руки) - волшебный, или китайский рукопашный
бой., Японское произношение этой идеограммы двоякое: «То» - волшебный,
или «Кара» китайский, Великий Китай династии Тан.
Различные
техники соединялись и отсеивались в условиях жесточайшей конкуренции.
Ошибка могла стоить человеку жизни и не прощалась. Внутреннее содержание
«победить или умереть» призывало к максимально эффективному использованию
возможностей человека и его организма. Принципы - «одним ударом наповал,
движение - минус противник», «только опыт имеет значение», были основными.
Несмотря на закрытый характер и конспирацию занятий, в 18 веке в Шури
мастером Сокугавой была организована первая официальная школа Тэ. Верховный
наставник боевых искусств на Окинаве с 1848 года Матсамура Шокун из Шури
так же основал школу Шорин - рю Каратэ. Одни и те же иероглифы читаются
по-японски Шорин-джи кэмпо, а по-китайски - Шаолинь-шу чуань ( Шорин)
- . В
отличае от староокинавского направления Шорэй («душа,
постигшая просветление»), где традиционно уделялось повышенное внимание
устойчивости, физической силе, резкости и закалке бьющих поверхностей
для пробивания доспехов, в Шорин всё же преобладали нравственное воспитание
и дисциплина Сюгё, тонкий маневр и обманные движения. Несмотря на прямую
связь с китайскими источниками, никогда и нигде ранее, не было таких условий
практического отбора и синтеза тысячелетиями оттачиваемых приёмов. Ученик
Мутсамуры - Асато Анко был непревзойдённым специалистом боевых искусств
во всей Окинаве. Именно Асато и стал первым наставником Фунакоши Гичина,
который долгое время был его единственным учеником. Сам факт этого уже
является признанием выдающихся способностей Гичина. Раньше учителя долго
выбирали себе ученика, и могли не брать его без многолетней закалки или
из-за плохих качеств характера.
Гичин
родился недоношенным и рос слабым ребёнком, требующим постоянного внимания.
Поэтому его детство протекало под присмотром дедушки и бабушки. В начальной
школе Гичин подружился с сыном Асато, что и определило его судьбу. Следуя
традициям, мастер Асато своих детей передал в ученики близкому другу Итоцу
Анко (Ясуцунэ) со словами: «Воспитай как своего сына». Занимаясь только
с Гичином, он укрепил здоровье мальчика, научил наслаждаться Тэ, ввёл...
в круг великих мастеров. Часто Асато вместе с Итоцу тренировали Гичина
совместно, иногда его тренировал сам Матсамура. Фунакоши Гичин приводил
и своих детей, в дальнейшем, к великим мастерам Асато и Итоцу Анко, приобщая
их к каратэ.
Реставрация
династии Мейдзи ... Лидеры реставрации были людьми образованными, с высокой
степенью закалки и стойким характером. Занятия боевыми искусствами определяли
их жизненный путь. После запрета на ношение двух мечей в 1876 году и прекращения
выплат наследственных жалований, приблизительно два миллиона самураев,
в том числе и Гичин, были вынуждены искать себе применение. Философия
фукоку - кёхэй (процветающая страна с сильной армией) требовала, сохраняя
традиции, создать новую стандартную общеобразовательную систему, которая
поставляла бы умелых работников и воинов для Японии. Фунакоши Гичин с
1888 года в Шури начал практику учителя. В 90 - м году его переводят в
Наху, где он продолжает тренироваться у Киюна, Тооно, Нингаку. В конце
девятнадцатого века, особое внимание уделялось нравственному и физическому
воспитанию, и правительство Японии провело ряд медицинских, социальных
и педагогических в области каратэ. После инспекции школ Окинавы в 1902
году эту дисциплину официально вводят в учебную программу первой средней
школы и педагогического училища. Фунакоши с разрешения Асато и Итоцу набрал
первые классы учеников по каратэ ...
Хотя
исчезла жизненная необходимость при столкновении убивать противника, поединки
часто заканчивались тяжелыми увечьями или даже смертью. Фунакоши совместно
с Итоцу в 1905 году вынуждены были начинать разрабатывать теорию более
популярного в дальнейшем спортивного раздела. Однако, мастер до конца
своих дней был против спортивного понимания каратэ. С 1905 года периодически,
а с 1912 года он постоянно проводит показательные выступления на Окинаве,
способствуя более открытому отношению к этому боевому искусству. К этому
времени Фунакоши становится признанным лидером Тэ. Директива министерства
образования 1911 года способствовала увлечению воинскими искусствами и
была первым официальным признанием со стороны властей важности современных
воинских дисциплин в деле воспитания японских граждан. Благодаря Рокуто
Яширо, капитану учебного корабля, курсанты императорского флота также
начали заниматься каратэ, после чего о нём уже заговорили и в Токио. В
1912 году первая императорская флотилия остановилась в заливе Чуджо и
тоже познакомилась с каратэ. В этом же году под руководством Фунакоши
Токомура, Мабуни, Исикава, Тукусума, Кяму, Яхику, Огусуку в лучших залах
Окинавы демонстрировали своё искусство. Демократические тенденции эры
Тайсё (Великая справедливость 1912 - 1926 гг.), стимулировали интеллектуальную
активность. В 1916 - 1917 гг. были пересмотрены все учебники в Японии.
И в 1916 году Гичин выступает в «Бутокодене» перед официальными лицами
Японии. Несмотря на усиление гражданского контроля над военными силами
в 20- е годы, не популярная Сибирская экспедиция 1918 - 1919 гг., под
давлением военного ведомства, вылилась в военное присутствие в Манчжурии
до 1922 года. Рос интерес к боевым искусствам.
Командующий
эсминцем кронпринца Хирохито, Нориказу Канна тоже был окинавцем. Благодаря
этому, по пути в Европу, 6 марта 1921 года будущий император просмотрел
показательную программу в замке Шури под руководством Гичина, который
к тому времени уже стал президентом Окинавской ассоциации духа воинских
искусств. Хирохито, как и Гичин, был хрупкого телосложения. Он изумился,
что никому не удавалось опрокинуть или сдвинуть мастера с места, включая
добровольцев из публики. Сила ударов в томишивари (разбивание предметов)
была поразительной. Мощные удары ногами в нижнем уровне, которые практически
не отражались, плотная работа на средней дистанции в сочетании с эффективной
бросковой техникой, не оставляли противникам никаких шансов. Всё это было
отражено в официальном отчёте японскому правительству и определило дальнейшее
развитие каратэ. Двадцатилетняя деятельность Великого учителя была замечена.
Мастер был приглашён на первую национальную атлетическую выставку весной
1922 года, организованную министерством образования Японии. Только в 20
веке Япония открыла для себя каратэ - Окинавское искусство с вековыми
традициями. Выступления Гичина были очень хорошо продуманы, заранее были
разосланы приглашения элите, интеллигенции, что в последствии вызвало
огромную популярность каратэ у широких слоёв населения. В 1922 году Мейкё
по джиу-джитсу Оцука Хиденори с помощью Гичина открыл для себя мир каратэ
и стал её учеником (В дальнейшем основал Вадо Рю). Дзигоро Кано - основатель
дзюдо, поражённый техникой Гичина, пригласил его читать лекции и обучать
каратэ в Кодокане. Под влиянием Фунакоши раздел атэ-ваза в дзюдо гошин-джитсу
стал высокоэффективным и приобрёл каратэ - подобные черты. Однако, ввиду
конкуренции, этого факта никто не признавал. В 1922 году выходит книга
"Рюкю Кэмпо Каратэ” (Ryukyu Kempo Karate Tokyo,1922), состоящая из 5 глав:
"что такое каратэ”, "ценность каратэ”, ” тренировки и преподавание”, ”
организация каратэ”, "основные принципы и ката”: Хейан 1-5, Нэйхан-чи
1-3, Бассай 1-2, Кушанку 1-2, Сэйшан, Чинто, Чинтэ, Джиин, Джиттэ, Джион,
Ваншу, Вандан, Рохай, Джумми или йюмми, Вандо, Сочин, Нишейши, Сансэру,
Супаринпей, Ванкуван, Кокан, Унсу. 30 ката. Названия ката окинавские и
китайские. В приложении к книге "Рюкю Кэмпо Каратэ”, были описаны меры
предосторожности во время занятий. Эта книга, подобно таблице Менделеева
в химии, в мире боевых искусств дала новый виток развития.
Ката
(яп. - форма, образ) - канонизированные формальные технические комплексы
приёмов традиционного каратэ, эффективность которых очень высока в типовых
ситуациях реального боя. Ката зародились в средние века и прочно утвердились
как неотъемлемая часть в практике каратэ, как средство для сохранения
и передачи от учителя к ученику, уникальных знаний, культуры и духа боевого
искусства. Они содержат все основные технические характеристики и особенности
стиля, принципы и традиции, уходящие в глубину веков. До 20 века Ката
являлись практически единственной формой подготовки в предельно условном
и обобщенном виде.
Как
и любое искусство, демонстрация ката через мастерство исполнения оказывает
сильное эстетическое и эмоциональное воздействие. Вопреки общему мнению
ката нельзя сортировать по степени технической сложности, так как это
не отражает глубины познания. Формальное исполнение без внутреннего содержания
не имеет должного эффекта, и может быть бесполезно. Многообразие в ката
необходимо именно для того, чтобы каждый мог правильно выбрать форму для
себя, отрабатывать одну-две ката, чтобы они стали, независимо от вашего
сознания, эффективными. Другие же ката будут служить для сравнения и понимания
смысла движений других людей, расширять познания.
В
практике использовались ката из Шури-тэ и Томари-тэ: Пинан 1-5 (Хейан),
Нэйхан-чи 1-3 (Текки), Кушанку дай/шо (Канку), Пассай дай/шо (Бассай),
джион, сэйен-чин, Ваншу (Энпи), Чинто (Ганкаку), джиттэ, Курурунфа, Сэйшан
(Хангетсу), Рохай 1-3 (Мейкьё) Ванкан, джиин, Нишейши (Нидзю-ши-хо), Чинтей
(Чинтэ), Усэйши (годзю-ши-хо дай/шо), Ананку, Уншу (Унсу) Сочин. Из Наха-тэ:
Сайфа (Сайф), Хайякухаши-хо (Супаринпей), Сочин, Сэйсан, Сэйпай, Сансэру,
Кихон-ката, Санчин, Тэншо, Гэкисай.
Уже
через год в 23-м году Гичин открывает свой зал в Токио в Мейсей Джуку.
Даже великие чемпионы по сумо начали осваивать технику каратэ под руководством
Гичина. Известный чемпион того времени Уичиро Ониши со всей командой приходил
к нему для тренировок. Чемпион Фукуянаги приходил отчитываться к Фунакоши
после поездок по стране. "В каратэ каждый находит то, что ищет…”,- говорил
великий мастер.
Росло
желание общества заниматься каратэ. И, прежде всего, активную позицию
в освоении нового заняло студенчество. В 1924 году университет Кейо первым
организовал клуб каратэ для физического воспитания студентов, после чего
Токушоку, Хасей, Нихон (медицинский колледж), Императорский Васседа, Мей
Дзи, Военная и Морская академии, институт физического воспитания (Никай
До) и другие столичные университеты ввели эту дисциплину у себя. В 1924
году публикуется - этапная работа: Рентан Гошин Каратэ - джитсу.
В
Японии каратэ стало популярнее, чем на Окинаве, и огромный приток неподготовленных
людей заставил объединиться вокруг Фунакоши Гичина мастеров каратэ в попытке
выработать безопасные и пригодные для обучения широких масс методики.
В 1926 году соратник мастера и один из учеников Итоцу - Кенва Мабуни открывает
свою школу в Осаке (в дальнейшем основатель стиля Шито рю). Реформа была
неизбежна. "Каратэ может быть одно…”- говорил Фунакоши Гичин, и все с
ним тогда соглашались.
|